Архитектура дома
Элина Гальцева. Дом Пигита: архитектура и история
Дом на улице Большая Садовая, ставший первым московским приютом Михаилу Афанасьевичу Булгакову осенью 1921 года, был построен в начале прошлого века. Он принадлежал известному московскому купцу и меценату Илье Давыдовичу Пигиту, владельцу табачной фабрики «Дукат». История этого необычного дома началась в феврале 1902 года, когда в Строительное Отделение Московской Городской Управы было подано прошение, которое коренным образом изменило судьбу владения № 556/480 в Арбатской части 2-го участка. Традиционно с XVII века эти земли занимали загородные дворы и сады, и Большая Садовая улица получила свое название от палисадников, которые заняли место Земляного вала, упраздненного в этой части Москвы в 1816-1823 годах. И. Д. Пигит просил Управу утвердить план новой застройки приобретенного им участка: разрешить снос старых построек и приступить к строительству каменного четырехэтажного дома.
В это время Москва, давно вышедшая за пределы Садового кольца, переживала строительный бум. К началу ХХ века древняя столица стала крупнейшим железнодорожным узлом и центром торговли, поэтому город быстро менял свой облик в соответствии с новым бытом и жизненным укладом. Улицы Москвы обновлялись: возводились новые дома, реконструировались старые, размеры и этажность домов увеличивались. Появились и совсем новые типы зданий – торговые пассажи, банки, доходные дома, конторы, а на окраинах строились фабрики и заводы.
Признаки растущей урбанизации заставляли городские власти задуматься о необходимости планирования застройки города. Московская городская дума занималась планами развития городского строительства. Еще с конца XIX века этими вопросами ведали два отделения городской управы: VI отделение контролировало частное строительство, а V– сооружение муниципальных зданий. При VI отделении управы действовал Строительный совет, которому подчинялись участковые архитекторы. В их обязанности входил надзор за частным строительством и за соблюдением постановлений и правил по строительной части.
В это время основным заказчиком архитекторов и строителей становится буржуазия — купечество и владельцы промышленных предприятий, которые выходят на первый план во всех областях городской жизни и определяют важнейшие вопросы жизни города — его благоустройство, просвещение и здравоохранение. Вкусам богатого купечества и обязан своим развитием и новый художественный стиль – модерн.
Модерн был не просто новым стилем, он был универсальным синтетическим стилем нового типа. С одной стороны для него характерно многообразие, применение сложных, природных, текучих, причудливо изгибающихся форм, стремление к неповторимым, индивидуальным решениям, а с другой стороны следование концепции стилевого единства, внимание к деталям. Опираясь на средневековые образцы (в том числе и древнерусские), модерн изменял их, стилизовал и трансформировал. Для нового стиля было важно не копирование форм, а создание настроения, некой идеальной среды, воздействующей на духовный мир человека. Период модерна, хотя и был достаточно коротким, оставил заметный след в архитектуре Москвы.
Самый массовый тип постройки московского модерна — доходный дом. 1902-1905 годы — пик строительства многоквартирных доходных домов в новом стиле. В период наибольшего увлечения модерном среди москвичей и появился проект дома И. Д. Пигита.
На чертежах 1902 года представлен многосекционный дом, состоящий из четырех частей с палисадником и проездом, расположенным в глубине участка, параллельно внутриквартальным границам.
В ходе строительных работ проект претерпевает целый ряд изменений, и в 1903 году в Управу подается новое прошение с измененными чертежами и дополнительными деталями. Корпус по улице Большая Садовая теперь показан пятиэтажным. К нему со стороны двора пристроены два четырехэтажных корпуса, отделенными от него проездными арками. Четырехэтажная секция художественных мастерских замыкает композицию. Теперь в плане дом имеет вид трапеции. По-новому выглядит и план палисадника перед домом, приобретая плавные линии, характерные для нового стиля.
Этот проект, как и проект 1902 года, подписан техником архитектуры Эдмундом Станиславовичем Юдицким. Обычно техниками архитектуры называли лиц, не окончивших никаких специальных заведений, но имевших опыт строительных работ и сдавшие экзамен в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел.
Благодаря потомку семьи, Игорю Королеву-Юдицкому, нам удалось узнать некоторые подробности жизни архитектора. Родился Эдмунд Станиславович в Белоруссии в семье военного офицера. Древний род Юдицких известен с 16 века, когда их предок, рыцарь Мальтийского ордена, получил назначение от герцога Пруссии возглавить рыцарский орден на Литве в Столовицах. По окончании гимназии Эдмунд Станиславович продолжил обучение в университете Санкт-Петербурга, но из-за событий 1868 г., когда его старший брат, студент того же университета, был осужден за участие в польском мятеже, будущий архитектор был отчислен и некоторое время проживал на Украине, где и закончил обучение.
В последствии Александр II реабилитировал членов семьи и восстановил дворянский титул, но активное участие семьи в польских событиях не прошли бесследно. По началу Эдмунд Станиславович занимался переводом книг с польского и частенько приезжал в Москву к своим старым друзьям по университету и Польской ассоциации. Будучи католиком, он покровительствовал ордену Св. Бенидикта и первые свои работы в области архитектуры выполнял по просьбе Римско-католической церкви в Москве и на Украине, с 1892 года являлся членом Совета римско-католической церкви. Юдицикй много работал в Москве, схоранилось значительное число его построек.
Наиболее значительными произведениями зодчего специалисты считают особняк Н.Г. Зимина «в стиле классицизированной эклектики» (М. Нащокина. «Сто архитекторов московского модерна») и доходный дом И. Д. Пигита – яркий пример московского модерна.
Перечень построек и проектов Э. С. Юдицкого:
1894-1895 Особняк О. Татарниковой, Большой Дровяной переулок, 13.
1896 г. Особняк Н.Г. Зимина, Дегтярный переулок, 8.
1898 г. Перестройка дома, улица М. Дмитровка, 9.
1899-1900 Доходный дом Р.А. фон Кольбе, улица Маросейка, 10.
Дом Московского Общества анилиновых производств (пристройка), улица
Большая Семеновская.
1902-1903 Доходный дом И.Д. Пигита, совместно с арх. А.А. Милковым, улица Большая
Садовая, 10.
1904 г. Доходный дом Б.М. Катлама, улица Большая Пресненская, 28.
1913 г. Доходный дом, улица Радио, 5.
(По книге М. Нащокиной «Сто архитекторов московского модерна», М.,2000г.)
Проект оформления уличного фасада здания разработан архитектором Антонином Аристарховичем Милковым. Он родился в городе Ярославле 27 июля 1868 года, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1899 года Милков, будучи еще студентом, работал помощником участкового архитектора. Училище он окончил в 1902 году с Малой серебряной медалью, которая давала право на звание неклассного художника архитектуры, то есть звание свободного художника, не дававшее право на чин при поступлении на государственную службу. В историю московского модерна он и вошел как один из авторов доходного дома И.Д. Пигита. После 1907 года судьба художника неизвестна.
Перечень построек и проектов А. А. Милкова:
1901 Торговый дом «Волк и К°». Садовническая набережная.
Доходный дом, Пречистенский переулок, 18.
1902-1903 Доходный дом И.Д. Пигита, совместно с Э.С. Юдицким, улица Большая Садовая, 10.
1907 Дом К.А. Андреева, Камер-Коллежский вал.
Дом А.Ф. Чулкова, 3-я Мещанская ул.
Дом и перестройки во владении А.Г. Трифонова, 2-й Бутырский проезд.
Дом А.А. Фронова, Трифоновский переулок.
Дом Л.К. Папинова, Переяславская улица.
(По книге М. Нащокиной «Сто архитекторов московского модерна», М., 2000г.)
Московский модерн во многом формировался под влиянием западноевропейских версий стиля: франко-бельгийского «Ар Нуво», венского «Сецессиона», немецкого «Югендстиля» и других его национальных вариантов. Дом Пигита не является исключением, а скорее наоборот, служит ярким примером венского влияния, которое было самым весомым, авторитетным и заметным в архитектуре Москвы начала ХХ века.
Плоскость главного фасада дома дополнена закругленными эркерами и балконами. Нижние части эркеров, служащие козырьками над балконами и входами, украшены лепными спиралями и растительными орнаментами. Двери подъездов, выходящих на Садовую, имеют линии близкие по пластике французскому Ар Нуво. При этом в целом геометризм лепного декора фасада, оформление оконных рам как раз и напоминают о модном влиянии венской школы Отто Вагнера.
Композиционным ядром внутренней планировки каждой секции здания является парадная лестница с коваными решетками и мраморными ступенями, по обе стороны от которой располагаются квартиры. Целостная, единостильная отделка всего внутреннего убранства дома включала разнообразный лепной декор преимущественно с растительными мотивами, витражи, оригинальные филенчатые двери, окна-фонари округлой формы во внутренних перегородках.
Внутренний двор дома украшал небольшой фонтан.
Особое внимание было уделено отделке большой квартиры владельца дома, которая располагалась в корпусе, выходившем на улицу Большая Садовая, на третьем этаже в левом от арки подъезде. Ее богатая лепная отделка отличалась некоторой эклектичностью в ущерб стилю. Пышной резьбой отделаны двери, для подоконника был использован природный камень.
В оценочной описи 1914 года отделка всех квартир, исключая полуподвал, отмечена как ценная.
В июне 1917 года И.Д. Пигит продает дом Московскому Благушинскому Домовладельческому Акционерному Обществу. В годы советской власти дом стал одним из первых в Москве домов-коммун. В 1938 году при расширении улицы Большая Садовая был уничтожены палисадник и ограда перед домом.
Современные исследователи стиля определяют данную постройку как незаурядную. Под охраной государства сейчас находятся только фасады дома, а также квартиры №50, где М. А. Булгаков жил с осени 1921 года по август 1924 года, и №34, где он прожил несколько месяцев. Возраст дома говорит о необходимости проведения капитального ремонта, реконструкции, что при современных тенденциях и методах означает полную или частичную безвозвратную утрату многих внутренних декоративных деталей и решений.